Жак-Луи Давид | Jacques Louis David
(30.08.1748, Париж – 29.12.1825, Брюссель)

Французский художник, основоположник французского неоклассицизма. В 1775-1780 годах обучался во Французской академии в Риме, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения и барокко.
После избрания в 1784 членом Академии Давид вернулся в Рим и в том же году написал картину Клятва Горациев (Париж, Лувр). Это революционное по своему звучанию произведение было выставлено на парижском Салоне 1785; его классицистические формы и очевидный антимонархический подтекст вызвали бурный восторг. Картина Смерть Сократа (1787, Нью-Йорк, музей Метрополитен) – более поздняя работа, проникнутая тем же духом.

Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции. Избранный в 1792 депутатом от Парижа в Конвент, он дважды председательствовал в нем; голосовал за казнь Людовикa XVI и санкционировал закрытие Королевской Академии живописи и скульптуры. Он получил заказ на картину Клятва в Зале для игры в мяч (не осуществлена; эскиз 1791, Лувр), Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и Смерть Марата (1793, Брюссель). В 1794 художник был заключен в Люксембургский дворец, где написал самый известный из автопортретов и свой единственный пейзаж с видом Люксембургского сада из окна камеры. Однако вскоре к нему вернулось расположение властей, и он снова занял лидирующее положение во французском искусстве под эгидой вновь организованного Института Франции.

Подобно якобинцам, Давид приветствовал Наполеона, который казался ему воплощением революционного духа. Пораженный энергией Давида, Наполеон пригласил его присоединиться к Египетской кампании в качестве официального художника, но Давид отказался. В 1804 он стал первым живописцем императора и получил заказы на создание огромных полотен – Коронование императора Наполеона и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери (1805-1807, Лувр) и Присяга армии Наполеона на Марсовом поле.

По указу Людовика XVIII, в 1816 Давид был сослан в Брюссель. В орбите его влияния оказались почти все ведущие мастера французской живописи первой половины 19 века: Гро, Жерико, Энгр и другие. Через своих учеников Давид оказал большое воздействие на развитие живописи в Бельгии, Дании и Германии.

Кисти Давида принадлежит несколько блестящих по технике исполнения и точности характеристик портретов его современников: Мадам Рекамье (1800, Париж, Лувр), портреты четы Серизиа (1795, Париж, Лувр) и др.
Умер Давид в Брюсселе 29 декабря 1825.

Клятва Горациев | Le Serment des Horaces
1784, холст, масло, 129 3/4 × 167 1/8 дюйма (329.8 × 424.8 см)

Картина является частью собрания Людовика XVI и в настоящее время находится
в 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре. Код: INV. 3692


Смерть Марата | La Mort de Marat
1793, холст, масло, 162 × 128 см.

В настоящее время находится в Музее современного искусства в Брюсселе.

Наполеон на перевале Сен-Бернар | Le Premier Consul franchissant les Alpes au col du Grand-Saint-Bernard
1800-1803, холст, масло, 102 1/3 × 87 дюймов (260 × 221 см).

Существует пять версий этой картины: оригинал, написанный в 1800 году находился в Мадриде до 1812 года, когда, после отречения от испанского престола его "прихватил" с собой Жозеф Бонапарт. Вместе с ним картина уехала в Нью-Джерси (США) и вернулась обратно лишь в 1949 году: родственница Жозефа, Евгения Бонапарт завещала полотно Музею Шато Мальмезон (Инв. номер MM 7149).
Также существовала версия, написанная в 1801 году для замка Сен-Клу – в 1814 году она была захвачена прусскими солдатами под командованием Блюхера, который и приподнес картину прусскому королю Фредерику-Вильгельму III. Ныне эта версия находится в Берлине, в Шарлоттенбург (Инв. номер GKI 913).
Третья копия, сделанная в 1802 году для библиотеки Дома Инвалидов в Париже, пробыла там до 1814 года – вплоть до самой Реставрации Бурбонов. В 1830 году картина "перехала" в Сен-Клу, а в 1837 году, уже при Луи-Филиппе – в Версаль, где находится и поныне (Зал Маренго, инв. номер MV 1567).
Четвертая версия (1803), находилась в Милане, и откуда в 1816 году была "конфисковала" австрияками.- на самом деле жители Милана оттягивали передачу картины вплоть до 1825 года, и только в 1834 году картина оказалась в Венском музее Бельведер. В настоящее время, полотно находится в Kunsthistorisches Museum Wien (инв. номер ÖG 2089)
И наконец последняя, пятая версия находилась у Давида до самой его смерти в 1825 году.
В 1850 году баронесса Жаннин-Паулина, дочь Давида, преподнесла картину Луи-Наполеону Бонапарту – будущему Наполеону III. Полотно было выставлено во дворце Тюильри, а в 1979 году перебралось в Версальский музей (инв. номер MV 8550).


Портрет мадам Рекамье | Madame Récamier
1800, холст, масло, 174 ô 243 см.

"Хозяйка блестящего парижского салона Жюли Рекамье заказала Давиду свой портрет. Он принялся за работу, однако постоянно не был удовлетворён условиями, в которых приходилось писать. По его словам, то комната была слишком тёмной, то свет исходил из слишком высокой точки. Работа шла настолько медленно, что мадам Рекамье не выдержала и предложила Франсуа Жерару, ученику художника, окончить портрет. Рассерженный Давид советовал Жерару принять предложение, а когда Жюли Рекамье в следующий раз пришла в Лувр, чтобы позировать Давиду, он сообщил ей: «У женщин есть свои капризы, а у художников свои. Позвольте мне удовлетворить мой каприз: я оставлю ваш портрет в его теперешнем состоянии». Давид сожалел об этом всю оставшуюся жизнь. Несмотря на эту внезапную остановку, а возможно, и благодаря ей, «Портрет мадам Рекамье» в своей мягкой жёлто-голубой гамме является прекрасным примером мастерства Давида".
Портрет был приобретен из мастерской Давида в 1826 году и
в настоящее время находится 75-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре. Код: INV. 3708